Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, вам не нужно объяснять, для чего нужен рассеиватель для вспышки. Вы можете задаться вопросом, для чего нужно делать рассеиватель самому, в то время как можно купить и в магазине. Ответ у меня такой — потому что те покупные рассеиватели, которые я видел и пробовал, хуже того, который можно сделать самому. Возможно, по прочтении этой статьи вы со мной согласитесь :) А пока — перейдем непосредственно к делу.
Для изготовления рассеивателя нам понадобятся следующие материалы:
- Плоский кусок пласмассы толщиной около 1.5 мм (подойдет крышка от пластикового контейнера)
- Упаковочная пена
- Самоклеящаяся лента Velcro (или "липучка") обоих типов — "крючочки" и "петельки"
- Самоклеящаяся тонкая алюминиевая фольга
- Суровая нитка или леска
- Прочная изоляционная лента на тканевой основе.
Также нам понадобятся следующие инструменты:
- Ножницы
- Мелкий наждак
- Линейка
- Маркер
- Толстая прочная иголка, которую не очень жалко
- Плоскогубцы, желательно с фиксатором
- Газовая плита с духовкой
- Расческа типа "ежик"
- Тканевые перчатки (не обязательно, но желательно)
Итак, начинаеем работу.
Включаем духовку. Пока она нагревается до температуры 350F° (примерно половинная мощность для стандартной газовой плиты), мы с помощью линейки, маркера и ножниц вырезаем из пластмассовой крышки кусок примерно такой формы:
Размер может варьировать, в моем случае это примерно 15х30 см, ширина узкого выступа (язычка) должна быть чуть меньше ширины головки вспышки — здесь 6,5 см. Когда нужная форма достигнута, скругляем ножницами углы и зачищаем по краю наждачкой, чтобы нигде не осталось заусениц.
Кладем нашу заготовку в духовку и "запекаем" примерно одну минуту. Пока она готовится, надеваем тканевые перчатки. По прошествии минуты вытаскиваем заготовку из духовки и, пока она горячая, придаем ей форму арки. Остынув, она должна сохранить форму:
Берем плоскогубцами иголку:
и, время от времени нагревая ее на газе, прокалываем у внешнего края ряд отверстий:
Откладываем заготовку в сторону. Газовая плита нам больше не понадобится, можно ее выключить. Снова берем в руки ножницы и вырезаем из упаковочной пены прямоугольный кусок, превышающий нашу заготовку по длине сантиметров на 10, по ширине равный ей или чуть шире (лишнее обрежем потом).
Теперь наступает самая трудоемкая (по крайней мере для меня) часть процесса: нужно аккуратно пришить этот кусок пены краем к нашей пласмассовой заготовке, используя проделанный раньше ряд дырочек. Опыт показал, что это самый надежный способ прикрепления. Поскольку пена — материал нежный, перед прошивкой надо наклеить на край полоску изоленты, и прошивать сквозь нее. Готово:
Теперь обрезаем лишнее, и прикрываем уродство еще одной полоской изоленты:
Теперь поработаем над отражателем. С внутренней части арки наклеиваем внахлест полоски фольги:
Краем ножниц срезаем лишнее:
Отвлекая проживающую с нами женщину обещанием "убрать этот бардак" или, в крайнем случае, "повесить наконец вешалку в ванной", крадем у нее расческу типа ежик. Запершись в ванной, чтобы она не видела, расческой круговыми движениями обрабатываем наклеенную фольгу до получения матово блестящей поверхности. Слишком нажимать не надо — можно повредить фольгу. Готово:
Теперь отрезаем два куска ленты Velcro одинаковой длины (примерно сантиметров 15), один с крючочками, второй с петельками. Приклеиваем поперек к язычку нашего рассеивателя так, чтобы с внешней стороны были петельки, а с внутренней — крючочки. Процедура эта должна выполняться очень аккуратно. Клеящий состав у лент такой зверский, что если они случайно наклеятся неправильно — оторвать будет невозможно, придется обрезать, отдирать зубами или плоскогубцами, чистить спиртом поверхность язычка и приклеивать новые куски ленты. Подравниваем ножницами, удаляем лишнее, в том числе и ненужную часть язычка. Когда все сделано, длина язычка (и, соответственно, ширина двойной склеенной ленты) должна составлять около 3 см. С обеих сторон "ушки" должны быть длиной около 4 см, чтобы можно было складывать их внахлест, полностью прикрывая сторону крючочков. Это важно, если вы не хотите, чтобы рассеиватель в сложенном виде цеплялся за что попало. В результате у нас должно получиться примерно так:
Приступаем с ножницами к куску упаковочной пены. Загибаем ее на внешнюю поверхность рассеивателя так, чтобы она плоско лежала на нем. При этом сгиб должен находиться примерно на 2-3 см впереди от места сшивки. Если пена не хочет там сгибаться, можно ей помочь, потыкав иголкой по месту желаемого сгиба и подавив пальцами. Достигнув желаемого, обрезаем лишнюю длину так, чтобы край пены доходил до края язычка. Почти готово! Остался последний штрих — на самый край пены, посередине, на внешнюю сторону приклеиваем узкую полоску Velcro с крючочками (длина ее должна быть равна ширине язычка). Эта полоска выполняет две функции — пристегивает нижнюю часть рассеивателя к вспышке и фиксирует рассеиватель в сложенном виде. Дополнительный бонус — если хочется пожертвовать качеством рассеивания в пользу количества света, можно пристегнуть ее сверху прямо на вспышке. Рассеиватель собран:
В сложенном и "застегнутом" виде:
Обратите внимание, когда рассеиватель сложен, снаружи у нас остались только "петельки", которые ни за что сами по себе не цепляются.
Теперь пару слов о вспышке. Если вы когда-нибудь пользовались рассеивателями Lumiquest, делать ничего не нужно — наша самоделка вполне совместима с уже имеющимися на вспышке кусками Velcro. Если нет — головку вспышки следует аккуратно обмотать "петелечной" лентой Velcro.
Надеваем полученный рассеиватель на вспышку. Для этого берем его за велкровые "ушки" и просто прикасаемся к поверхности вспышки, обмотанной лентой с петельками. После чего прижимаем ушки к бокам вспышки и, завернув пену, подцепляем снизу. Если все сделано правильно, рассеиватель должен сидеть на вспышке прочно, не клониться в стороны и не болтаться.
Можно себя поздравить — все готово для испытаний! Регулируем зум головки так, чтобы самое яркое пятно проявлялось недалеко от внешнего края рассеивателя, но при этом до него не доходило. Если это никак не получается, придется вскипятить воды, окунуть в нее рассеиватель и, пока он горячий, быстро скорректировать форму, после чего насухо вытереть полотенцем.
Вот теперь наш рассеиватель готов полностью, его можно сравнить с имеющимися "аналогами".
Пару слов об условиях тестирования. Использовалась камера Canon 5D с макрообъективом Sigma 150mm Macro EX APO DG, установленная на штативе Manfrotto. Значение выдержки во всех случаях составляло 1/200 секунды, апертуры 16. Объектив работал в режиме близком к 1:1 в режиме ручной фокусировки. В качестве объекта использовалась найденная на улице мертвая пчела, положенная на белый лист бумаги формата А4. Вспышка Canon 580EХ устанавливалась в горячий башмак камеры, и работала также в ручном режиме: 1/4 мощности, зум 50мм. В каждом случае вспышка наклонялась таким образом, чтобы проекция площади осветителя на объект была максимальной. (Это может показаться "нечестным", поскольку осветители находятся от объекта на разном расстоянии, но тут сложно что-то поделать — таковы у них особенности конструкции. В реальных съемочных условиях разница расстояний до объекта у них окажется примерно такой же.)
Полученные фотографии, сделанные с помощью различных рассеивателей в режиме RAW (.CR2), затем были открыты в Фотошопе и все их параметры были синхронизированы вручную, для того, чтобы наглядно показать не только качество рассеивания, но и потери света, связанные с применением рассеивателей:
Попробую прокомментировать результаты.
- Голая вспышка. Жесточайшие блики, очень детальная, почти нерассеянная тень. Потери света, понятно, никакой.
- Lumiquest Ultrasoft. Неплохое рассеивание, при этом сильная потеря света. Блики, тем не менее, ярче, чем хотелось бы.
- Lumiquest Softbox. Единственный рассеиватель фронтального типа в нашем тесте. Минимальная потеря света, но очень плохое рассеивание — лишь немного лучше, чем с голой вспышкой. Последняя "пробивает" экран навылет, создавая яркое пятно в его центре, что и отражается (в буквальном и переносном смыслах) на результате.
- Lumiquest Big Bounce. Огромнейший и тяжелейший рассеиватель, который буквально пригибает вспышку к земле — она его едва на себе удерживает. На природе этот рассеиватель использовать почти невозможно — настолько он тяжел и громоздок. Он тем не менее дает прекрасный результат — отличное качество рассеивания и потери света меньше, чем у Lumiquest Ultrasoft.
- Наконец, наше произведение! Отличный результат — по сравнению с Big Bounce потеря света меньше, а рассеивание качественней. Да, он располагается относительно ближе к объекту, но опыты показали, что в реальных съемочных условиях примерно так и получается.
Напоследок перечислю преимущества, которые наш рассеиватель имеет в сравнении с Big Bounce:
- Более компактный размер.
- Значительно меньший вес — головка вспышки держит его без малейшего напряжения.
- В 3-4 раза ускоренная процедура надевания и снятия.
- Регулируемое качество/количество света — диффузер можно откидывать и закреплять наверху.
- Меньшая чувствительность к углу установки по отношению к объекту съемки — из-за аркообразной, а не плоской поверхности диффузера.
На этом разрешите закончить. На всякий случай напоминаю, что все изображения, приведенные в этой статье, можно посмотреть в высоком разрешении, шелкнув по ним мышкой. Надеюсь, смог заинтересовать своей статьей любителей макросъемки. Спасибо за внимание :)